Советский тяжеловоз — описание породы, содержание и разведение

Советский тяжеловоз: описание и характеристики породы лошадей, содержание и уход

Содержание и уход

Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.

Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.

Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний

Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов

Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.

После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.

Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.

На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.

Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.

Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.

Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.

Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.

Содержание и уход

Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.

Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.

Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний

Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов

Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.

Советский тяжеловоз очень красив

После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.

Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.

На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.

Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.

Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.

Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.

Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.

Парад жеребцов (видео)

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к лошади такой породы, нужно создать ей комфортные условия для существования и знать, в каком уходе животное нуждается.

Содержание и уход

Никаких особых предпочтений у советского тяжеловоза нет, ему нужна просторная конюшня, место для выгула и свободного бега, чистое питье и регулярный корм. Чтобы лошадь трудилась на благо человека, хозяин обязательно должен заботиться о здоровье животного. Во-первых, правильно составленный рацион питания и подкормки помогут лошади сохранят свою энергичность и мощь. Во-вторых, регулярный осмотр лошади после трудового дня позволит предотвратить риски появления заболеваний и травм. И несколько раз в год тяжеловоза должен осматривать ветеринар, а также проводить все плановые вакцинации и прививки.

После активного времяпровождения лошади нужно очищать ноздри от пота и пыли, а также омывать копыта из шланга для снятия усталости. Гриву и хвост нужно мыть 1-2 раза в неделю с применением кондиционера и вычесывать натуральной щеткой. Чтобы волосы не перепутывались, их можно заплетать в косы.

Питание

Правильно составленный рацион питания советского тяжеловоза — ключ к его силе и мощи, продуктивности и энергичности. Тяжеловозы нуждаются одинаково в кормлении свежей и сухой растительностью, а также в злаковых культурах. Поэтому ежедневно лошади нужно давать траву и зерно, а также чистую воду. Чтобы молодой жеребенок полноценно рос и наращивал мускулатуру, нужно периодически подкармливать животное концентратами и витаминными добавками. Лошади любят сахар, сладкую свеклу и морковь, а также картофель.

Популярные статьи  Колибактериоз телят: симптомы, лечение и профилактика

Характер и повадки

Советский тяжеловоз славится своей некой флегматичностью и прекрасным нравом. А энергичный темперамент позволяет лошади максимально продуктивно трудиться в тандеме с человеком. В целом темперамент советских тяжеловозов уравновешенный, добронравный, неприхотливый и спокойный. Лошади легко идут на контакт с новыми людьми, но требуют к себе уважительного и мягкого похода. Негативные эмоции и злость не приветствуют в людях, только «методом пряника» можно вызвать в лошади старание и усердие.

Самые древние виды

Вы когда-нибудь видели древнейшие виды лошадей? В процессе эволюции гиракотерия они всё больше походили на современную лошадь, и, наконец, приобрели такой вид, как в наши дни. Далее мы расскажем больше о каждом из них.

Орогиппус

Потомком гиракотерия стал орогиппус, имевший рост менее полуметра и положивший рост эволюционной цепи современных лошадей. Он обладал неподвижной торчащей короткой гривой (похожей на щетку), а также полулысым хвостом и светло-серой шерстью (светло-коричневые полосы и коричневые ноги). Четырехпалость сохранилась у орогиппуса на передних ногах, а вот задние были с тремя пальцами и зачатками копыт. Наблюдалась значительная развитость средних пальцев на всех конечностях.

Средний палец у древних лошадей был сильнее, в процессе эволюции два боковых пальца перестали быть необходимыми, и появились копыта, как у современных лошадей. В процессе эволюции боковые пальцы более напоминали небольшие костные выступы над копытами. Смена формы и типа конечности объяснялась тем, что орогиппусы переместились на твердые почвы, с кустарниковой и травяной растительностью.

Стремительный – это результат проживания на довольно удобной для бега местности: степной, холмистой, равнинной. Кстати, быстрая скорость скачки и уберегала орогиппусов от нападения более крупных, хищных животных.

Мезогиппус

Трехпалое млекопитающее, обитавшее сразу после орогиппуса и гиракотерия в олигоцене. Имел размеры средней овцы и бурую окраску. Хвост был длинным, также с редкой растительностью, морда и грива короткие, глаза крупные, передняя часть морды слегка скруглена.

Анхитерий

Анхитерий также был трехпалым потомком эогиппуса. Эта ветвь млекопитающих вымерла около 5 млн лет назад и потомков, к сожалению, не оставила. По размерам он был больше орогиппуса – примерно с маленького пони, чуть меньше крупной овцы. Окрас лошадки был песочным с неявно выраженными серыми или бурыми полосами.

Когда на земле (примерно 25 миллионов лет назад) появились пространства без лесов – равнины, саванны, пустоши — анхитерии вышли на сухие луга. Так же как орогиппус, дикие анхитерии быстро бегали, они могли пробегать большие расстояния в течение дня в поисках пищи и безопасных мест.

Плиогиппус

Предпоследний из всех, кто предшествовал современным лошадкам. Плиогиппус жил около 2 миллионов лет назад в лесах Северной Америки. Его челюсти уже были приспособлены для жевания грубой травы. Ноги животного были более длинными, а тело намного стройнее и маневреннее, чем у предков. Грива была короткой и густой, ноги с хорошо сформированными копытами, но рудиментарными пальцами по бокам.

Гиппарион

Последняя трехпалая лошадь. Внешне похожий на газель гиппарион жил в Северной Америке, Африке, Азии и Европе. Многочисленность представителей этого вида было огромна, это неким образом объясняет, почему лошади настолько распространены в современном мире. Любимая пища гиппарионов – кустарники, трава. Последний гиппарион умер 1,25 миллионов лет назад.

Эквус

Эквус был слегка похож на зебру, поскольку обладал хорошо выраженными полосками на теле и такой же короткой гривой. Однако грива уже была мягче и чуть длиннее, хвост имел более густой волосяной покров, а копыта были хорошо сформированы. Рудиментарные пальцы отсутствовали. Ученые также называют эквуса дикой лошадью. Ответвления рода Эквус – лесной и степной тарпаны, вымершие в начале 20 века, и .

Лошадь Пржевальского

Была обнаружена ученым Н. М. Пржевальским во время путешествия в Тибет (путешествие состоялось в 1879 году, описание вида — в 1881). Обитает в настоящее время в заповедных зонах и охраняемых территориях в Азии, Америке и в Европе, а также в зоне отчуждения (район Чернобыльской АЭС). По сведениям зоологов, на воле лошади Пржевальского сформировали три полноценных табуна. Также животное содержится в крупных мировых зоопарках и заповедниках (например, в монгольском национальном парке Хустайн-Нуруу). Размеры лошади: высота – 130 см, длина тела – 2 метра, вес – до 350 кг. Окрас коричнево-золотистый, ноги и хвост черного цвета. Грива короткая, мягкая и пушистая.

Тяжеловозы: породы лошадей

Тяжеловозы — самые сильные лошади. В мире выведено сотни таких пород, но призвание получили лишь некоторые из них:

Бельгийская тяжелоупряжная (Брабансон)

Этих лошадок смогли вывести в Бельгии в конце 19 в, использовав в качестве основы фландерскую и арденскую разновидности. Это выносливые кони-тягачи, довольно небольшие среди тяжеловозных лошадей (160 см и выше в холке). Самые часто встречающиеся масти — рыжая и гнедая, иногда с отдельными белыми волосками в волосах обычного цвета, то есть «чалостью».

Бельгийская тяжелоупряжная

Австралийская тяжеловозная

В древние времена в Австралии не было специальных тяжеловозных лошадей, для перевозки различного рода грузов использовались обычные лошадки. Однако они быстро уставали, не переносили непомерные нагрузки и тяжело справлялись с нетипичным австралийским климатом. И лишь во время колонизации Австралии иностранцы завезли на континент уникальный вид — лошадь-тяжеловоз, поспособствовав таким образом началу селекционных разработок в стране.

Обратите внимание! Сейчас австралийский конь тяжеловоз является одной из самых популярных и ценных пород. Многие австралийские фермеры полностью игнорируют механизированный труд, используя этих лошадей тягачей не только для выполнения сельскохозяйственных работ, но и для конного спорта, средства передвижения и даже в качестве любимых домашних питомцев

Шайр

Представители этой породы, выведенной во Франции, считаются одними из самых массивных тяжеловозных лошадей. Однако, несмотря на своё древнее происхождение, порода имеет множество разных вариаций. Представители породы шайр могут быть как огромными (часто превышающими вес 1300 кг и рост в 190 см в холке), выносящими тяжелые силовые нагрузки, так и совсем небольшими, подходящих только для легких прогулок.

Внешне эти мускулистые лошади тоже разнообразны, но чаще они имеют лысую голову и белоснежные «чулки», обычно только на задних лапах.

Першерон

Родиной першеронов, как можно понять из названия, является небольшое поселение Перше, находящееся в Нормандии. Довольно сложно определить, от кого произошли эти лошади, известно лишь, что в числе их далёких предков были восточные кобылы, преимущественно арабские. Считается, что эта порода окончательно сформировалась только в 19 в. Именно тогда начались селекционные работы по улучшению внешних и физических качеств першеронов.

Першерон

Современные першероны поражают своим гармоничным телосложением при достаточно массивных параметрах. Их вес составляет более 130 кг, а длина тела около 170 см. Также у таких лошадей достаточно высокая продолжительность жизни — более 25 лет, что довольно много при их размерах.

Ирландский тяжеловоз

Ирландская порода лошадей тяжеловозов славится своим спокойным и покладистым характером, что делает её незаменимым помощникам в полевых работах. Это настоящая лошадь тяжеловес, выносливость которой позволяет ей перевозить даже самые неподъемные грузы.

Ирландская лошадь тяжеловоз имеет преимущественно однотонный окрас, однако иногда рождаются жеребята с небольшими пятнышками, что никак не говорит о чистоте породы. Спина у «ирландцев» ровная, не изгибающаяся с покатой задней частью. Хвост поднимается вверх, когда лошадь долго находится в состоянии активности. Передние и задние конечности крупные и тяжелые, копыта толстые, но отличаются особой чувствительностью.

Ирландский тяжеловоз

Французские булонские тяжеловозы

Пожалуй, это самая элегантная ломовая лошадь, которую только можно встретить. Из-за этой совершенно не присущей тяжелым лошадям грациозности булонскую породу отказывались признавать вплоть до 17 в. На самом же деле эти тягловые лошади появились намного раньше, ещё во времена Рима, что делает их одной из древнейших разновидностей самых сильных лошадок.

Роста булонцы небольшого — всего 150-160 см. Это поистине маленькие тяжеловозы. Однако несмотря на небольшой размер эти кони достаточно выносливы, хорошо переносят дальние дистанции и являются идеальными для перевозки наездников.

Популярные статьи  Подкормочные площадки: Подкорм и привада на кабана (Фото)

К сожалению, такая порода, как булонская лошадь тяжеловоз, чуть было не исчезла во времена Первой и Второй мировых войн, когда её использовали не только для перевозки военных, но и в качестве питания в особо голодные дни.

Французские булонские тяжеловозы

История появления

Самые первые тяжеловозы появились в западноевропейских странах в XVIII веке, а России их стали разводить несколько позже. Среди многих тяжеловозных пород наиболее популярной стал советский тяжеловоз, который прославил коневодов России. Эта порода была выведена из брабансонов, завезённых из Бельгии в конце XIX столетия. Она была выведена во времена Советского Союза. Местных кобыл рабочего типа скрещивали с бельгийскими брабансонами и в результате появилась порода советских лошадей тяжеловозов.

Для усовершенствования породы было проведено множество работ селекционеров. Над улучшением животных трудились профессор Кисловский и зоотехник Анцин. Благодаря продолжительной селекции и разумному подходу к процессу характеристики тяжеловозных лошадей значительно улучшились. Лошади стали более неприхотливыми к местным условиям содержания и кормления, телосложение стало менее сухим.

Главной целью разведения этих лошадей была необходимость фермеров в выносливых и способных к перевозке тяжёлых грузов животных. В середине XX века порода продолжала совершенствоваться — уже из коней, выращенных на советских конных заводах. В 1952 году была утверждена советская тяжеловозная порода. Она отвечала всем установленным требованиям. Предки коней, из которых порода была выведена, были менее гармоничного сложения и не обладали такой подвижностью, как советские тяжеловозы. Помимо прочего, кобылицы советских тяжеловозов обладали большим коэффициентом молочной продуктивности.

Смешанные породы лошадей

На протяжении многих столетий лошади разводились для разных целей. Они одновременно возили грузы, всадников, запрягались в повозки и пахали поле, потому сформировался целый ряд смешанных универсальных пород, каждая из которых имеет свои особенности. Среди них можно выделить верхово-упряжные, верхово-вьючные. Они обладают одновременно чертами нескольких разновидностей. К смешанным относятся и беспородные лошади, но определить их черты, предвидеть качество потомства невозможно, потому в выставках, соревнованиях и племенном разведении такие кони не участвуют.

Верхово-вьючные лошади

Такие породы распространены на Кавказе, в Средней Азии, некоторых европейских странах. Отличаются они мощным и крепким строением, выносливостью. Они могут перевозить грузы до 300-350 кг на большие расстояния. По скорости и резвости уступают верховым жеребцам, но превосходят тяжеловозов и некоторых легкоупряжных лошадей. Самые распространенные породы из этой группы:

  • Мизекайская, или албанская;
  • Кабардинская лошадь, или черкесская;
  • Карачаевская (имеет абазинское происхождение);
  • Мегрельская порода;
  • Адаевская лошадка из Казахстана;
  • Хакасская;
  • Делибоз;
  • Арьежуаз;;
  • Перуанская пасо
  • Хафлингер (породу воплотила компания gotz в своих мягких игрушках);
  • Гельдерлендская;
  • Вьетнамский конь хмонг;
  • Локайская;
  • Тушинская;
  • Забайкальские кудрявые кони;
  • Алтайская лошадь.

Большинство из этих коней не являются чистокровными. Они разводились в сельской местности, часто путем естественной селекции. Вьючно-верховые породы ценятся на рынке ниже, чем верховые скакуны. Они до сих пор распространены в местностях, где механизация слабая и коней продолжают использовать для перевозки грузов, пахотных работ, в качестве верхового транспорта. Весь список пород предоставить трудно, так как многие из них полукровки, не признаны в официальной классификации.

Верхово-упряжные лошади

Довольно распространенная группа, которая используется как для верховой езды, так и для упряжек. Разводились такие кони в разных странах, пользуются большой популярностью на ипподромах, в школах верховой езды. Они берут участие в различных спортивных соревнованиях. Отличаются спокойным нравом, хорошей маневренностью, развивают неплохую скорость. Самые распространенные породы из этой группы:

  • Австрийские липпицианы;
  • Вюртеммбургская теплокровная лошадь;
  • Гидран;
  • Фрайбербенг;
  • Великопольская;
  • Малопольская;
  • Кертезианская;
  • Кузнецкая;
  • Нониус;
  • Фуризо-норд стар;
  • Финские лошади;
  • Ольденбургская лошадь;
  • Американская кучерявая башкирская порода;
  • Фризы;
  • Индейская или креольская порода пинто;
  • Кушумская;
  • Кустанайская;
  • Ацтекская;
  • Морган;
  • Американский кватерхорс;
  • Чубарый кнабструппер;
  • Пастушья бразильская лошадка камполина;
  • Карабаир.

Упряжно-верховых лошадей насчитывается больше 40 пород. Некоторые из них относятся к легкоупряжным. Например, австрийская липпицианская лошадь стала эталоном для езды в экипажах. На протяжении нескольких десятков лет ее разводили исключительно для императорского двора.

Русский тяжеловоз

На рубеже XIX-ХХ веков в России стали появляться тяжеловозные европейские породы, с которыми начали скрещивать битюгов и других аборигенных упряжных лошадей. В результате селекции качества завезённых животных возобладали над характеристиками местных, поэтому специалисты говорят о поглотительном скрещивании, ставшем одной из причин исчезновения битюгов. Однако, как гласит народная мудрость, «свято место пусто не бывает», и селекция битюгов с завезёнными из Бельгии тяжеловозами арденами (а затем, по некоторым данным, с першеронами и некоторыми полукровными породами) подарила России новую породу, первоначально названную «русский арден». От своих бельгийских тёзок-родителей русских арденов отличало гармоничное сложение (бельгийцы были мелки и дисгармоничны) и хорошие качества экстерьера. Не в последнюю очередь это было достигнуто благодаря тому, что селекция проводилась под контролем учёных Петровской (ныне Тимирязевской) академии.

Новая порода, выделявшаяся среди родственных ей «европейцев», была по достоинству оценена на Всемирной Парижской выставке 1900 года, где тринадцатилетний жеребец — тяжеловоз Каравай был награждён золотой медалью. Всемирное признание повлекло за собой распространение русского ардена не только в России, но и за её пределами. Его использовали и как рабочую лошадь, и как улучшателя других пород сельскохозяйственного назначения. В 1909 году родился жеребец Караул, ставший родоначальником знаменитой внутрипородной линии. Русского ардена ждало большое будущее, но Первая мировая война и последовавшие за ней события революции 1917 года и гражданской войны неблагоприятно отразились на породе. В 1924 году насчитывалось всего лишь 92 лошади, однако, несмотря на это, работа над видом по-прежнему продолжалась. К линии Караула прибавилась линия Ларчика, рождённого в суровом 1918 году. Под влиянием этих двух жеребцов окончательно сформировалась генеалогическая и генетическая структуры породы.

По некоторым сведениям, в 30-х годах ХХ века почти все представители русского ардена по неизвестным причинам были уничтожены, однако несколько особей удалось сохранить, и после Великой Отечественной войны началось его возрождение. И лишь в 1952 году породу зарегистрировали как «русский тяжеловоз».

На сегодняшний день существует три её типа:

  1. массивный (самый крупный).
  2. уральский (отличается более длинными и оброслыми ногами).
  3. новоалександровский (характеризуется сочетанием меньших размеров с массивностью).

Внешние характеристики лошади, присущие всем трём типам, таковы:

  1. рост в холке – всего лишь 150 см., вес жеребцов – 600-700 кг., а кобыл – 550-600 кг. Новорожденный жеребёнок может весить до 250 кг.
  2. мускулистое тело.
  3. густогривость и оброслые ножные щётки.
  4. голова средних размеров с прямым профилем.
  5. короткая и широкая шея.
  6. длинная и мягкая спина.

Русские тяжеловозы отличаются следующими качествами:

  1. скороспелостью. Уже в полтора года жеребёнок может весить свыше 400 кг. Полное созревание лошади происходит к трёхлетнему возрасту.
  2. энергичностью и подвижностью.
  3. покладистым нравом.
  4. замечательной работоспособностью и тягловыми качествами. Известно, что русский тяжеловоз может перевозить грузы весом свыше 20 тонн. По отношению к весу своего тела это – наибольший вес, который способна тянуть тяжелоупряжная лошадь, выведенная в СССР.
  5. нетребовательностью , при котором ни одно из ценных качеств лошади не пропадает и не умаляется.
  6. холодоустойчивостью.
  7. способностью работать на неровной пересечённой местности.
  8. высокой молочностью и жирным молоком, из которого в ряде регионов делается кумыс. Рекордсменка по количеству молока – кобыла по кличке Лукошка (4870 литров за 305 дней лактации).

Неудивительно, что эта порода до сих пор распространена в хозяйстве многих стран. На постсоветском пространстве её можно встретить как в российских регионах вплоть до Западной Сибири, так и в Беларуси, в Украине и на Кавказе.

1952 год стал знаменательным не только для русского тяжеловоза. В этом же году была зарегистрирована ещё одна порода, выведенная на Починковском (Нижегородская область) и Мордовском конезаводах. Речь идёт о советском тяжеловозе.

Популярные статьи  Польза и вред брюссельской капусты

Примечания

Характеристика

Русская порода коня-тяжеловеса возникла благодаря стараниям ученых-зоологов и селекционеров. Выведенные животные отличаются от других лошадей по ряду существенных признаков. Некоторые из них имеют исключительно положительный характер, другие же, напротив, отрицательно окрашены.

В первую очередь следует уделить внимание преимуществам данного животного. Так, к плюсам относят такие характеристики:

  • способность выполнять самые разнообразные задачи (начиная от тяжелой хозяйственной работы и заканчивая верховой ездой);
  • высокий уровень выносливости;
  • сила и мощь;
  • спокойный характер;
  • высокая продолжительность жизни;
  • плодовитость;
  • высокая работоспособность;
  • стойкость к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Что же касается негативных характеристик, то их значительно меньше. Причем в большинстве своем они касаются анатомического строения животного. Так, выделяют тот факт, что спина Владимирского тяжеловеса довольно мягкая, корпус не обладает достаточной глубиной, а ребра – плоские. В связи с этим конь не в состоянии передвигаться достаточно быстро.

Память

Русский тяжеловоз — порода лошадей: фото и описание, вес, уход и кормление

Красота и грация лошади в сочетании с мощной силой никого не оставят равнодушными. Сегодня мы расскажем о русском тяжеловозе, который славится высокой работоспособностью и выносливостью.

Исторические данные

Первые представители породы выведены более 100 лет тому назад на Урале путём скрещивания местных особей с Арденской лошадью, родом из Франции и Бельгии. Селекционная работа велась на закрепление следующих признаков:

  • сухая конституция;
  • подвижность;
  • сила.

В 1952 году, следуя постановлению Министерства сельского хозяйства СССР, породе присвоено нынешнее название — русский тяжеловоз.

Описание породы

Среди всех тяжелоупряжных пород русский тяжеловоз невысок в холке — по сегодняшний день проводится племенная работа по улучшению этого признака. Более детальное рассмотрим особенности породы ниже.

Характер

Русские тяжеловозы отличаются добрым и спокойным нравом, они выносливы и преданно служат хозяину. Легко приспосабливаются к условиям содержания. Не следует забывать о животных инстинктах лошадей — они могут взбрыкнуть при неправильном обращении.

Сфера применения

Учитывая все вышеперечисленные характеристики, русский тяжеловоз разводится в следующих направлениях:

  1. Коневодство. Изготовление молочной продукции (кумыс, сыр, детские смеси), реализация мяса.
  2. Сельское хозяйство. Используют в качестве тягловой силы.
  3. Туризм. Благодаря спокойному нраву прекрасно подходят для верховой езды и при длительных маршрутах по пересечённой местности.

в домашних условиях

Русские тяжеловозы — это прекрасные помощники, а также верные друзья человека. Учитывая неприхотливость в содержании, каждый желающий сможет пополнить своё хозяйство ценным животным.

Конюшня

Животных содержат в денниках, учитывая норму площади на 1 голову — не менее 3,5х3,5 м. Высота потолка — 3 м. Помещение должно быть тёплым, хорошо вентилируемым, без сквозняков. Кормушки и поилки располагают на высоте 60 см. Чтобы корм не рассыпался, рекомендуют глубину до 30 см. Подстилку настилают не менее 15 см, для этого используют солому и опилки.

Не стоит забывать о важности света: для поддержания здорового состояния животного нужно обеспечить 16-часовое освещение. Для регулярного моциона сооружают загон для выгула

Русские тяжеловозы стойкие к низким температурам, чего не скажешь о жаре — в такую пору следует проводить купание в теплой воде, а также избегать длительного нахождения под прямыми солнечными лучами.

Уход

С целью профилактики заболеваний и поддержания надлежащего внешнего вида лошади проводят следующие манипуляции:

Чистка шерсти. Каждый день вычёсывают животное, в том числе гриву и хвост — для этого следует обзавестись скребком, расчёской и щёткой, индивидуально для каждой лошади. После механической очистки протирают шерсть влажной мягкой тканью, потом подсушивают сухой.

Осмотр копыт

После прогулок важно осмотреть конечности на наличие застрявших камней, сучков и т. д

При необходимости копыта чистят.

Осмотр зубов. Важны регулярный осмотр и своевременное обращение к ветеринарному доктору при выявлении механических повреждений.

Кормление и поение

Русский тяжеловоз неприхотлив в еде, долгое время может обходиться грубыми кормами (сено, солома) или подножными кормами (зелёная масса на пастбищах)

Для сохранения высокой продуктивности и работоспособности в рацион важно вносить и концентрированные корма (зерно злаковых и бобовых). Рекомендуется 5-разовое кормление, примерный дневной рацион указан в таблице:

Продукт Количество
Сено до 13 кг
Овёс до 7 кг
Морковь, кормовая свёкла до 2 кг
Отруби до 1,5 кг

Необходимы брикеты с солью для обогащения рациона минеральными веществами. Воду дают 2 раза в день, комнатной температуры (около 20 °C); также часто используют автопоилки. Жерёбым кобылам рацион увеличивают на 30 %.

Важно!Перекармливание русского тяжеловоза провоцирует воспаление копыт и потерю работоспособности. Соблюдайте все правила содержания, ухода и кормления, сохраняя здоровье и силу животного

В свою очередь, русский тяжеловоз станет незаменимым помощником в хозяйстве и верным другом на отдыхе

Соблюдайте все правила содержания, ухода и кормления, сохраняя здоровье и силу животного. В свою очередь, русский тяжеловоз станет незаменимым помощником в хозяйстве и верным другом на отдыхе.

Смешанные породы лошадей фото

К смешанным породам лошадей в России принадлежат рысаки. Эта культурная, довольно распространенная в нашем Союзе, лошадь имеет для нас большое значение. Рысак создан Орловым (Орловский рысак) В крови этой породы имеется кровь английских скаковых арабских, голландских,датских, мекленбургских и др. лошадей.

В создании этой породы участвовали 41 жеребец и 71 кобыла десяти различных пород, пока удалось получить «Сметанку», а от него «Полкана I» и «Барса I». Орловым созданы два типа, лошадей: рысак легкого типа и рысак густого типа. В первом преобладает кровь восточная, а во втором—голландская.

Для нашей страны экономическое значение имеет рысак густого типа. Рысак густого типа крупная, массивная по сложению лошадь. Рост ее от 1 м 55 см до 1 м 74- см . Вес 400—676 кг. Голова красивая с выразительными глазами.

Шея высокопоставленная и красиво изогнутая, грудь широкая, длинная, спина прямая. Хорошо закругленный, но слегка опущенный круп. Крепкие ноги с прекрасно развитыми мышцами и сухожилиями. Копыто прочное.

Бег красивый. Рысак густого типа силен, резв, вынослив в тяжелой работе и на большое расстояние. Отли-чается кротким нравом. При случке  с крестьянской лошадью хорошо передает свои качества. Имеются районы в Воронежской, Тамбовской, Тульской, Орловской и др. областях, где рысак на значительном пространстве улучшил крестьянских лошадей.

Рысак густого типа, являясь хорошей хозяйственной лошадью в деревне, не пригоден для города, для перевозки больших тяжестей. Хороший рысак имеет достаточно сил для перевозки довольно больших тяжестей, но он не обладает должным спокойствием в тяжелой работе, а потому скорее, изнашивается, чем брабансон и др. тяжеловозы.

Рысаков густого тина, к сожалению, в нашей стране, сравнительно немного, большее же количество их имеется легкого типа. Перед войной, среди коннозаводчиков, было увлечение повысить быстроту бега наших рысаков прилитием крови рысаков американских. Американский- рысак представляет из себя смешение крови английского скакуна с американским иноходцем.

Впервые эту породу создал английский скакун Мессержери, слученный с американскими кобылами Получились полукровки, отличающиеся быстрым бегом. Частое получение призов на бегах американскими рысаками заставило наших коннозаводчиков, преследующих главным образок выгоды спорта, приливать кровь американских рысаков к нашим.

Такое прилитие крови американцев увеличило быстроту бега, но уменьшило рост и вес наших рысаков. В сельско-хозяйственном отношении рысак этот ухудшил пользова-тельные сельско-хозяйственные качества нашего рысака.

Из пород смешанных, кроме того, известны:

  • Английская лошадь Гонтер,
  • Германская лошадь
  • Тракенская,
  • Ольденбургская,
  • Венгерская и др.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: